Рынок логистических услуг тесно связан с экономическими, политическими и социальными процессами, которые происходят в стране. Выбор способа перевозки грузов во многом определяет рентабельность предприятия, для которого она осуществляется.
Сегодня на рынок железнодорожных и автомобильных перевозок наибольшее влияние оказывают следующие факторы:
- мировой экономический кризис, связанный с падениями цен на сырье;
- санкции и контрсанкции;
- дефицит бюджета;
- нормативные нововведения;
- платежеспособность субъектов транспортных отношений.
Кроме того, конкуренция между автомобильными и железнодорожными перевозками обусловлена расстояниями, плотностью и качеством сети дорог, а также состоянием дорожной инфраструктуры. Как и ранее, автомобильные перевозки выигрывают по скорости, возможности контроля груза и гибкости планирования маршрутов. Чем меньше расстояние, тем больше преимуществ у автомобильного транспорта. Что касается железнодорожных перевозок, то главное их преимущество — низкая стоимость и возможность доставки значительных объемов товаров. Кроме того, отсутствует зависимость от климатических условий.
Нормативные изменения, которые произошли в России в конце 2015-начале 2016 года, только улучшили перспективы использования ж/д транспорта. В первую очередь, это касается введения системы «Платон», которая предполагает сборы за проезд большегрузового транспорта, что, по прогнозам специалистов, приведет к увеличению тарифов на 15-20 %. Кроме того, наблюдается улучшение динамики обновления подвижного состава после запрета на эксплуатацию вагонов, который начал действовать с 1 января 2016 года. Это привело к увеличению производства новых вагонов. Нововведение позволит улучшить качество железнодорожных перевозок и обеспечит баланс на рынке подвижного состава.